Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;
формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
Методы работы:
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим.)
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)
- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
- Сегодня у нас необычный урок – урок исследование.
- Кто помнит, что такое исследование? (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)
- Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня .
- Прочитайте слова на экране.
Писал, заяц, строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.
-Какие орфограммы вам встретились?
- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.
- Молодцы. Проверяем.
- Прочитаете только существительные (заяц, плащ).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением, обстоятельством)).
- Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом( определением)).
- Прочитайте глаголы (писал, строить).
- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член ( сказуемое)).
-Проверим, так ли у вас получилось. (Самопроверка и самооценка.)
- Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).
- На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)
- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)
Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.
- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).
- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)
III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).
- Вы что-либо знаете про эту часть речи?
-Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи.)
Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.
-Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования? (На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является.)
IV. Открытие новых знаний. Работа над решение поставленных проблем.
- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Если не понял, переспроси.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
1. Работа в группах.
- У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.
Задание для 1 группы.
- Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).
(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), сложное, т.к. две грамматических основы).
- Назовите наречие? (давно)
- На какой вопрос отвечает? (когда?)
- С какой частью речи связано? (с глаголом)
- Что обозначает наречие? (признак действия)
- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является второстепенным членом (обстоятельством)).
- Проверяем задание 2 группы.
Задание для 2 группы.
-Распределите наречия на группы по вопросам.
Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.
- Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.
- Молодцы, справились с заданием.
- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)
- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)
ДСемь вопросов – просто чудо.
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
- Проверяем задание 3 группы.
Задание для 3 группы.
- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. После наблюдения по заданиям.
- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)
- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.
-Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай.
Влево, вправо повернись
- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.
- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.
- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).
V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.
Задание 6 группы.
Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.
2. Словарная работа
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами .
Запишите слова впереди и медленно в тетради.
- Объясните значение слова впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)
- Объясните значение слова медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)
- Произошло это слово от древнего слова «медля», что значит медленный.
-Как вы думаете, зачем нужны наречия?
-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)
- А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
VI. Итог урока.
- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?
-Ответьте на три ключевых вопроса:
ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)
КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)
ЗАЧЕМ? (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)
- Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.
VI. Рефлексия.
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
- Я знаю, что такое наречие.
- Я смогу определить наречие по эталону.
- На уроке у меня все получилось.
- Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)
- Я активно участвовал в открытии нового знания.
Домашнее задание.
Составить и записать 5 предложений с наречиями.
Оценки за урок.
Всем большое спасибо за работу.
Урок окончен.
|