Суббота
04.05.2024
06:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Шторк Олеси Анатольевны
Главная Регистрация Вход
Разработки уроков »
Меню сайта

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Сосковец Т.А.
  • Дьяченко О.Н.
  • Галушко И.Г.
  • Фомина С.Н.
  • Лелоюр И.А.
  • Корнилова О.В.
  • Липухина Г.А.
  • Андреева Л.Е.

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

        Тема урока: Наречие как часть речи.

        Тип урока: урок открытия новых знаний.

        Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

    Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

                   2. Метапредметные:

    Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

    содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

    формировать умения структурировать информацию.

    Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

    Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

    Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

    Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

    Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

    Формы работы:

    • фронтальная
    • самостоятельная
    • групповая

    Методы работы:

    • наглядный
    • диалог

    Ход урока.

    I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

    - Здравствуйте. Садитесь.

    - Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим.)

    - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)

    - Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.)
    - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

    - Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

    - Сегодня у нас необычный урок – урок исследование. 

    - Кто помнит, что такое исследование?  (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)

    - Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

    - Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня .

    - Прочитайте слова на экране.

    Писал, заяц,  строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.

    -Какие орфограммы вам встретились?

    - Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.

    - Молодцы. Проверяем.

    -  Прочитаете только существительные (заяц, плащ).

    -  Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением,  обстоятельством)).

    - Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).

    - Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом( определением)).

    - Прочитайте глаголы (писал, строить).

    - Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам,  в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член ( сказуемое)).

    -Проверим, так ли у вас получилось. (Самопроверка и самооценка.)

    - Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).

    - На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)

    - Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)

    Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.

    - Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).

    - Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)

    III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи. 

              - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие). 

    - Вы что-либо знаете про эту часть речи?

    -Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи.)

    Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

    -Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?  (На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является.)

    IV. Открытие новых знаний. Работа над решение поставленных проблем.

    - Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

    1. В группе должен быть ответственный.
    2. Работать должен каждый на общий результат.
    3. Один говорит, другие слушают.
    4. Если не понял, переспроси.
    5. Свое несогласие высказывай вежливо.

    1. Работа в группах.

    - У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.

    Задание для 1 группы

    - Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.  

    Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).

    (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены),  сложное, т.к. две грамматических основы).

    - Назовите наречие? (давно)

     - На какой вопрос отвечает? (когда?)

    - С какой частью речи связано? (с глаголом)

    - Что обозначает наречие? (признак действия)

             - Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является  второстепенным членом (обстоятельством)).

    - Проверяем задание 2 группы.

    Задание для 2 группы.     

    -Распределите наречия на группы по вопросам.

    Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.

    - Укажите наречия, которые указывают на время действия,  на место действия.

    -  Молодцы, справились с заданием.

    - Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

    - Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)
    ДСемь вопросов – просто чудо.

    Их запомнить можно так:

    Где? Когда? Куда? Откуда?

    Почему? Зачем? и Как?

    - Проверяем задание 3 группы.

    Задание для 3 группы.

    - Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. После наблюдения по заданиям. 

    - А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

    - Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

    -Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Влево наклонись, вправо наклонись,

    Вниз опустись, вверх поднимись,

    А теперь чуть-чуть попрыгай.

    Влево, вправо повернись

    - Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.

    - Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень  -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

    - Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).

    V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

    Задание 6 группы.

    Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

    2. Словарная работа

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами .

    Запишите  слова впереди и медленно в тетради.

    - Объясните значение слова  впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)

            - Объясните значение слова  медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)

    - Произошло  это слово  от древнего слова «медля», что значит медленный.

    -Как вы думаете, зачем нужны наречия?

    -Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

    -Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

             - А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

    VI. Итог урока.   

    - Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

    -Ответьте на три ключевых вопроса:

    ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)

    КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)

    ЗАЧЕМ?  (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)

    - Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.

    VI. Рефлексия.   

             - А теперь проанализируйте свою  работу на уроке.  У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+»  те высказывания, с которыми вы согласны.

    1. Я знаю, что такое наречие.
    2. Я смогу определить наречие по эталону.
    3. На уроке  у меня все получилось.
    4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе  (если была)
    5. Я активно участвовал в открытии нового знания.

    Домашнее задание.

    Составить и записать 5 предложений с наречиями.

    Оценки за урок.

    Всем большое спасибо за работу.

    Урок окончен.

     

    Вход на сайт

    uID.me

    Поиск

    Календарь
    «  Май 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Архив записей